Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Часть V. Не забывайте…

on 26 июля, 2012 by admin

Часть V. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПОВТОРЯТЬ ДЕТЯМ, ЧТО ВЫ ИХ ЛЮБИТЕ

Самое прекрасное в мире зрелище — это ребенок, уверенно идущий по дороге жизни, после того, как вы указали ему путь.

Конфуций

«Я так часто ругала сына, что сегодня он сказал мне, что я его не люблю».
«Я вынуждена наказывать дочь так часто, что это разрушает наши отношения».
«Я боюсь, что единственное воспоминание детства, которое останется у моего сына, — это отбывание наказания в углу».

Мы все, конечно, хотим, чтобы наши дети вели себя хорошо. Частично в этом заключается смысл хорошего воспитания. Но в поисках путей изменения проблемного поведения мы можем проглядеть все хорошее, что есть в наших детях: доброе сердце, живой нрав, игривая натура, настойчивость, нежная улыбка. Настоящая опасность заключается в том, что ребенок начнет думать, что мы больше любим его за поступки, а не самого по себе.

Ребенка удручает, если он слышит только замечания и нотации и видит нас строгими и огорченными. Более того, это может пагубно сказаться на формировании чувства уверенности в себе. Поэтому чрезвычайно важен заключительный элемент перевоспитания: не забывайте говорить ребенку, что вы любите его. Что может быть важнее для ребенка, чем сознание того, что вы им дорожите и любите его, несмотря на плохое поведение?

Как у вас это получается?

Вот несколько вопросов, которые помогут вам оценить, насколько успешно вы даете ребенку почувствовать, что дорожите им, особенно когда он плохо себя ведет. Обратите внимание на потенциальные проблемные сферы.

— Слышал ли когда-нибудь ребенок, как, разговаривая с другими, я говорю о том, какой он хороший и как я его люблю, а не о его плохом поведении?
— Не сравниваю ли я его с братьями, сестрами, ровесниками?
— Не браню ли его в присутствии других?
— Всегда ли наказываю ребенка без свидетелей, не унижая его достоинства?
— Соотносятся ли мои ожидания с возрастом, личностью и уровнем развития ребенка?
— Выслушиваю ли точку зрения ребенка и прислушиваюсь ли к его мнению?
— Не забываю ли похвалить и поощрить ребенка, когда он ведет себя хорошо?
— Всегда ли мне удается сохранять спокойствие, когда занимаюсь воспитанием ребенка, не повышаю ли голос, не кричу, не бью?
— Отвожу ли время, полностью посвященное ребенку, чтобы побыть с ним наедине?
— Принимаю ли чью-либо сторону в конфликтах между детьми; сказал бы мой ребенок, что я проявляю предпочтения и у меня есть «любимчики»?
— Не срываюсь ли на детях после трудного дня?
— Принимаю ли природный темперамент ребенка, мирюсь ли с его личностью?
— Не требую ли, чтобы все было по-моему, только на том основании, что я родитель?
— Не пытаюсь ли бороться с какими-либо проявлениями поведения ребенка потому, что вижу такую же проблему у себя?
— Не забываю ли после применения штрафных санкций сказать ребенку, что его любят и простили?
— Признаюсь ли ребенку в собственной несправедливости или неправоте?

Запишите в Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка, что именно вы обязуетесь сделать для создания более положительных и конструктивных отношений с ребенком. Запишите, что вы решили предпринять в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс изменений.

Воспитание, не лишающее ребенка уверенности в себе

Все дети время от времени плохо себя ведут. Наша реакция на плохое поведение может быть как разрушительной, так и способной сформировать у ребенка чувство уверенности в себе, и это делает нашу задачу особенно сложной. Вот несколько рекомендаций, как не ранить достоинство ребенка, применяя к нему те или иные высказывания.

Сначала успокойтесь, а потом реагируйте
Очень часто первый этап изменения проблемного поведения — самый трудный: вы должны оставаться спокойными, несмотря на поведение ребенка. Почувствовав, что в вас закипает гнев, отойдите от ребенка и успокойтесь. Глубоко, медленно вдохните и сосчитайте до десяти или выпейте стакан воды. Запритесь в ванной, если необходимо, но не реагируйте на поведение ребенка, пока не успокоитесь.

Выражая неодобрение, делайте акцент на «я»
Выражая неодобрение, когда вы недовольны поведением ребенка, начинайте со слова «я» вместо «ты». Заметьте, как простая замена «ты» на «я» переводит критикующие и унижающие слова из плоскости, затрагивающей достоинство ребенка, в плоскость оценки его поведения.

Акцент на «ты»: «Ты говоришь как плакса. Никто не будет тебя любить таким».
Акцент на «я»: «Я не хочу слышать, как ты хнычешь, потому что людям не нравится, когда рядом с ними хнычут».

Концентрируйтесь на поведении, а не на ребенке
Выговор должен быть направлен на элементы плохого поведения ребенка, а не на самого ребенка. Это одно из самых важных средств, позволяющих сохранить достоинство ребенка и в то же время дать ему понять, что вы не станете мириться с ненадлежащим поведением.

Выговор, направленный на ребенка: «Прекрати хныкать. Можешь ты вести себя нормально? Твоя сестра так не делает!»
Выговор, направленный на поведение: «Я хочу услышать, что ты думаешь, но скажи мне это не хныкая».

Выговор должен быть поучительным
Мы часто просим детей прекратить вести себя плохо, но при этом забываем сказать им, как вести себя иначе. При правильном подходе наказание учит ребенка отличать плохое от хорошего, отдавать себе отчет в последствиях, понимать, как исправить поведение, и при этом не ранит его достоинства. Выговор должен объяснить ребенку, что в его поведении неправильно и какого поведения от него ждут.
Выговор: «Ты прервал меня, когда я говорила. Это невежливо. Нужно было дождаться, когда я закончу или, если это действительно так важно, сначала сказать «Прошу прощения».

Поощряйте старания ребенка
Несмотря на то, что мы всегда должны обращать внимание на ненадлежащее поведение ребенка, нужно помнить, что если мы сконцентрируемся только на проблемном поведении, нам грозит опасность проглядеть хорошие поступки. Поэтому поощряйте любые усилия ребенка исправиться, большие или маленькие. Ваша внимательность поможет ему поверить, что исправить поведение вполне реально.
Поощрение: «Ты смог подождать и не прервал меня. Это трудно, но я видела, как ты старался».

Используйте похвалу для поощрения хорошего поведения
Похвала — один из самых древних методов, которые используют родители для поощрения хорошего поведения, однако она не всегда помогает исправиться. Используйте следующие пять рекомендаций для того, чтобы похвала эффективнее помогала изменить проблемное поведение ребенка.

Конкретная похвала. Заметив хорошее поведение, сформулируйте похвалу таким образом, чтобы ребенок понял, за что именно его хвалят: «Ты был сердит, но не ущипнул Кима. Ты выразил все словами».

Повторяющаяся похвала: Повторяйте похвалу несколько раз, чтобы сделать исправленное поведение привычкой.

Заслуженная похвала. Дети понимают, когда они действительно заслужили похвалу, поэтому убедитесь, что ребенок ее заслужил: «Ты постарался, и теперь твоя работа выглядит намного аккуратнее».

Искренняя похвала. Самое лучшее поощрение — это неподдельная, искренняя похвала, дающая ребенку понять, что он поступил правильно: «Сидеть спокойно было очень трудно, но ты смог сделать это! Молодец!»

Индивидуальная похвала.
Эффективная похвала должна быть адресована лично ребенку, который ее заслужил. Не делайте сравнений, особенно с братьями и сестрами! Это может посеять семена обиды и зависти.

Развивайте положительные качества
Ребенок, который ведет себя плохо, должен получить порицание; в конце концов, дети хотят понравиться нам и заслужить наше одобрение. Иногда, стараясь исправить проблемное поведение ребенка, мы можем проглядеть его хорошие черты. В результате ребенок теряет уверенность в себе. Поэтому развитие положительных сторон и качеств ребенка является важной частью перевоспитания. Вот несколько рекомендаций, как помочь ребенку проявить свои таланты и сильные качества.

— Выберите одно-три положительных качества, которые вы хотели бы в ребенке усилить. Для этого воспользуйтесь перечнем из ста сильных сторон и положительных качеств (см. ниже в этой главе). Убедитесь в том, что это те качества, которые уже имеются у ребенка, а не те, которые вы хотели бы в нем видеть. Запишите в Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка такие определения, как, например, добрый, артистичный, умный, творческий, и повторяйте их каждый раз, когда поощряете в нем эти качества.

— Найдите возможность обращать внимание на сильные качества. Можно начать с одного сильного качества в день, постепенно увеличивая до двух-четырех. Однако, если вы забросаете ребенка похвалами, они утратят эффективность и станут предсказуемыми. Для формирования нового образа требуется, как правило, минимум три недели, поэтому развивайте в ребенке какое-либо одно качество как минимум в течение 21 дня.

— Хвалите только заслуженно. Поощряйте сильные стороны ребенка, только когда его поступки заслуживают признания. Дети великолепно чувствуют искренность и притворство.

— Опишите конкретные примеры проявления сильных сторон. Отметьте случаи, когда ребенок проявлял эти качества. Ребенок может не видеть их в себе. Вот несколько примеров того, как следует описывать сильные стороны, чтобы ребенок точно знал, за что он заслужил одобрение.

Художественные способности: «Ты прекрасно рисуешь, в твоих рисунках так много деталей и цвета».
Доброжелательность: «Ты всегда находишь, что сказать хорошего о людях. Это нас очень радует».

Сильные стороны и положительные качества ребенка

Отметьте качества, которые, по вашему мнению, наилучшим образом отражают природные способности, положительные черты характера и особые таланты ребенка. Запишите их в Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка, чтобы включить в свой план. Добавьте новые определения в перечень.

Визуальные способности

черчение
фотография
запоминание деталей
рисование
живое воображение
зрительное представление
чтение карты
ориентирование
способность к творчеству

Логика и мышление

способность к работе с компьютером
организованность
способности к решению задач
абстрактное мышление
математика и цифры
логические игры
расшифровка кодов
здравомыслие
способности к наукам
сообразительность
быстрая обучаемость
острая память
понятливость
ум

Телесная сфера
исполнительские наклонности
вживание в роль
гармоничность движений
танцы
сценическое мастерство
какой-либо вид спорта
физическая сила, грациозность
выносливость
телесная гармония
ловкость
координация движений

Музыкальные способности
игра на музыкальных инструментах
пение
ритмика
запоминание мелодий
сочинение музыки
чтение нот
восприятие музыки

Личность и черты характера
способность к творчеству
инициативность
целеустремленность
терпеливость
надежность
отзывчивость
смелость
внимательность
трудолюбие
легкая приспособляемость
добродушие
ответственность
благородство
уверенность
независимость
аккуратность
решительность
правдивость
проницательность
нежность
зрелость
открытость
расторопность
оптимизм
преданность
серьезность
честность
дисциплинированность
привязанность
сила характера
добросовестность

Социальные навыки
дружелюбие
лидерство
стремление помочь
добродушие
увлечение спортом
вежливость
порядочность
уступчивость
умение быть в команде
умение выполнять что-либо в коллективе
умение делиться
способность к сопереживанию
чуткость
способность к примирению
веселость, обаятельность
способность к поддержке
остроумие
умение слушать
привлекательность

Лингвистические способности
чтение
богатый словарный запас
умение хорошо говорить
запоминание фактов
умение творчески писать
поэзия
диспуты
умение шутить, смешить
умение рассказывать

Внешность
аккуратность
привлекательность
статность осанки
особые черты

Отношение к природе
склонность наблюдать
любовь к животным
любознательность
любовь к туризму
развивающее коллекционирование

Устраивайте семейные советы

Великолепным способом улаживания семейных конфликтов и перевоспитания являются семейные советы. Кроме того, семейные советы — это чудесный повод регулярно собираться семьей, наслаждаться обществом друг друга, укреплять семейную гармонию, делиться мыслями и заботами в дружеской атмосфере.

Существует масса тем для обсуждения на семейных советах. Вот некоторые из них:

— Улаживание конфликтов между братьями и сестрами.
— Рассмотрение повторяющихся проблем или ненадлежащего поведения.
— Принятие решения о времени просмотра телепрограмм и времени ложиться спать.
— Обсуждение планов на отпуск.
— Объявление о семейных событиях.
— Празднование знаменательных событий в жизни каждого члена семьи.
— Возможность поделиться сомнениями.
— Пересмотр семейных правил, времени отхода ко сну, времени работы на компьютере, распределения домашних обязанностей, сумм карманных денег.

Комментарии к записи Часть V. Не забывайте… отключены