В главе 5 мы упоминали о нескольких способах выражения гнева, свойственных детям. В отличие от взрослых, которым полагается знать, что такие формы выражения гнева неприемлемы, дети об этом не знают. Из-за своей незрелости дети выражают гнев через агрессию или выплескивание. Большинство родителей относится нетерпимо к этому. Родители реагируют так, что вынуждают детей справляться с гневом еще более незрелыми способами. Если в детях не выработаны навыки обращения с гневом, то они будут сознательно демонстрировать свой гнев, а также будут использовать и подсознательные способы его выражения.
Вы наблюдали подобные сцены: Джуди сердита и дерзит матери. Отец слышит это и реагирует, делая следующее замечание тоном, не терпящим возражений:“ Не смей разговаривать так с матерью! Поняла?”
Поскольку Джуди не научили, как справляться со своим гневом, то она делает вывод, что нельзя говорить так, как она говорила, а также нежелательно в будущем открыто выражать свой гнев. Поэтому она начинает подавлять его.
Подобно другим маленьким детям, Джуди не в состоянии “переварить” родительский гнев, поскольку у нее нет против него защиты. Когда отец изливает на нее свой гнев, она не может реагировать на это зрелым образом, а только зрелая реакция защитила бы ее от родительского гнева. Поэтому гнев отца проникает в ее подсознание. Но не остается там.
Когда родительский гнев обрушивается на ребенка, то проникает в подсознание и позже проявляется в отрицательном отношении к авторитетам. Такие установки становятся семенами, из которых позже произрастает пассивная агрессия.
Когда подавление длится годами и негативное отношение к авторитетам переносится во взрослую жизнь, то в результате формируется пассивно-агрессивная личность, которая хорошо умеет подавлять гнев и затем давать ему выход недопустимыми способами.
Давайте посмотрим на Мардж и Джейн, двух молодых женщин. Их родители не только не научили их приемлемым способам выражения гнева, а напротив, всячески внушали им, что гнев надо подавлять.