ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА
Младенец, едва появившийся на свет, полностью открыт для окружающего мира. Любящим и внимательным родителям его поведение кажется простым и понятным. Но проходит время, и внутренняя жизнь ребенка становится все более скрытой от посторонних глаз, а поведение — все менее объяснимым и предсказуемым.
Без сомнения, никто так хорошо не знает своего малыша, как родители, проводящие с ним большую часть времени. Но является ли подобное знание универсальным ключом к пониманию ребенка? Конечно, нельзя умалять значение истинной родительской любви, отрицать роль родительской интуиции и родительского воспитания. И все же этого порой оказывается недостаточно. Интуиция часто становится бессильной, воспитание — полным противоречий.
Вот тут-то и появляется необходимость в научных знаниях о жизни маленького человека. Наука психология может дать ответы на многие вопросы, встающие перед родителями. Почему малыш развивается так, а не иначе? По каким законам складывается его психическая жизнь? В чем приметы того или иного возраста? Как понять и учесть индивидуальные особенности ребенка? Что значит развивать его и нужно ли вообще это делать?
Маленький ребенок мало похож на взрослого, он многого не умеет, во многом беспомощен. Однако от глаз внимательного родителя никогда не ускользнут те едва уловимые изменения, которые происходят в его ребенке день ото дня и которые все более приближают его к миру взрослых.
С первых дней жизни малыш вступает на путь, открывающий перед ним многочисленные возможности в будущем. Путь этот напоминает большую лестницу, на каждой ступени которой с человеком происходят необыкновенные превращения, иногда частично, а иногда и полностью меняющие его психологическую структуру. Изменения эти тесно связаны с тем, что удалось освоить на предыдущих ступенях, с качествами, приобретенными в прошлом. Причем, от степени сформированности упомянутых упомянутых качеств зависят дальнейшие успехи и достижения человека. Именно поэтому каждую ступеньку жизненной лестницы необходимо пройти с максимальной эффективностью, используя все то новое, что можно встретить только на ней.
Многие родители придают слишком большое значение самому темпу развития ребенка, ревниво следя за тем, чтобы он буквально ни в чем не отставал от своих сверстников, а по возможности и опережал их. Действительно, повышенное внимание к темпу вполне оправдано, но только тогда, когда речь идет о задержках развития. Если ребенок вовремя не овладел предметным рисованием, не научился выполнять простейшие математические операции, если он вял, безынициативен, неуверен в собственных силах или переживает острое чувство своей непохожести на других, родителям стоит насторожиться и попытаться выяснить причины происходящего. Может быть, дело в неправильном воспитании? Может быть, не учтены индивидуальные особенности нервной системы малыша или влияние на него прошлых эмоциональных травм? А может быть, ребенку просто неинтересно? В подобных случаях можно использовать специальные приемы, о которых и пойдет далее речь.
Опережению в развитии можно, казалось бы, даже радоваться: ребенок-гений, он сообразительнее, а значит, лучше других.
Конечно, в некоторых случаях из юного гения удается вырастить выдающуюся личность, но чаще всего необычный темп по мере взросления замедляется и ребенок становится самым обыкновенным (сохраняя, впрочем, достаточно высокий уровень общих способностей). Поэтому гораздо важнее обращать внимание не на темп развития ребенка, а на его возможности в данный момент, а также на то, как он изменяется и что приобретает с возрастом.
Способствуя раннему обучению и используя высокий темп развития, можно «сэкономить» время и в короткий срок получить маленького вундеркинда, владеющего не по возрасту большим объемом знаний и обладающего блестящими способностями! В 5 лет он будет писать стихи, содержащие глубокий философский смысл, в 9 — решать задачи по комбинаторике, а в 11 станет студентом МГУ. Но не получим ли вы в таком случае мощный компьютер в хрупком теле? Не окажется ли так, что раньше срока, не успев обогатить личность, из жизни ребенка уйдет радость, которую он получал во время подвижных игр, спонтанного рисования и наивного конструирования, уйдут внутренняя свобода и обаяние детства?
Психологическая наука утверждает, что любое качество нужно развивать на соответствующем этапе, в свое время, предназначенное природой для его развития. Слишком ранние или слишком поздние попытки вмешательства в этот процесс могут нарушить сложную картину становления психики.
Какие же этапы приходится проходить человеку на своем жизненном пути?
Раннее младенчество (до 1 года). Развитие ребенка определяется почти исключительно общением со взрослыми людьми, в первую очередь, с матерью. Он не воспринимает себя как отдельное существо, и его не воспринимают таковым окружающие. Здесь еще нет «Я», а есть только «Мы» (младенец и мама как единое целое). В это время для ребенка огромное значение имеют любовь, привязанность. Если потребность в общении и любви на этом этапе не удовлетворяется, он может вырасти замкнутым, отстраненным от окружающих.
Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет). У ребенка формируется самостоятельность и уверенность в себе. Становление этих важных для личности качеств опять в значительной степени зависит от характера общения со взрослыми. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Трехлетний малыш — уже личность, но еще не настолько взрослая, чтобы обойтись без помощи других, более зрелых личностей.
Раннее детство (от 3 до 5 лет). Ребенок активно изучает окружающий мир, подражает взрослым. Он становится вездесущим «почемучкой», маленьким исследователем с живым воображением.
Среднее детство (от 5 до 11 лет). Формируются чувство долга, понятие нравственности и стремление к достижениям. Развиваются навыки общения. Ребенок учится ставить перед собой и решать реальные задачи, у него появляется стремление получать похвалу, положительную оценку своих поступков. Как начинающий писатель или музыкант, создавший свое произведение, он с замершим сердцем ожидает отклика публики.
Подростковый период и юность (от 11 до 20 лет). Определяются планы на будущее, актуальными становятся вопросы: «Каким быть?», «Кем быть?» Складывается мировоззрение. Ребенок в своем поведении часто ориентируется на нормы взрослых. Он становится способным сознательно брать на себя роль лидера в группе сверстников и при необходимости подчиняться им. Подросток похож на капитана, который первый раз вышел в море и еще не знает, куда ему плыть.
Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет). Человек стремится к более глубоким контактам с окружающими. Большое значение приобретают для него удовлетворенность личной жизнью, реализация потребностей в любви, материнстве или отцовстве. Появляется возможность самовыражения в определенной профессии. Это расцвет личности, когда она раскрывается как цветок.
Средняя взрослость (от 45 до 60 лет). Идет продуктивная и творческая работа над собой. Организуется зрелая, полноценная жизнь, обучается и воспитывается новое поколение. Человек в это время напоминает путника, давно идущего по бесконечной дороге и готового поделиться с каждым, кто встретится на его пути, своим опытом и знаниями.
Поздняя взрослость (более 60 лет). Это период раздумий о прошлом. Жизнь принимается такой, какая она есть. Появляются способность примириться с неизбежностью смерти и понимание того, что она не страшна. Если ранняя взрослость — цветок, то этот этап — плод, упавший на землю и отдающий ей свои семена.
КРИЗИСЫ ДЕТСТВА
Многие родители наверняка помнят, как их дети, достигнув определенного возраста, вдруг становились неузнаваемыми. Был ребенок как ребенок, а теперь все наперекор, все будто назло взрослым. Он становится нервным, капризным, начинает требовать чего-то невозможного, и никакие аргументы, призывы к здравому смыслу не могут изменить его линию поведения. Порой такая ситуация болезненно переживается всеми членами семьи. Это самый настоящий кризис, неизбежный в любом развитии, которое обычно не сводится к накоплению медленных, незаметных изменений, а еще включает в себя времена резких перемен, скачкообразных переломов.
Почему же мы придаем такое большое значение этому явлению? Не сгущаем ли краски, искусственно создавая себе дополнительные проблемы? Вспомните, что мы говорили об этапах жизненного пути человека. Каждый этап отличается своеобразным сочетанием психологических качеств, которые на этот момент являются главными, а наступление кризиса — признак того, что пришла пора смены этого главного. Кризис — явление необходимое. Если нет его проявлений, значит, на предыдущих этапах не освоены какие-то важные формы деятельности, не развиты в полной мере нужные психологические качества. Не было бы кризисов — не было бы самого процесса развития.
Кризисы неизбежны, однако не следует думать, что они непременно должны сопровождаться постоянным негативизмом. Следует иметь в виду, что сроки их наступления, длительность и глубина зависят не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от поведения взрослых. Попробуйте изменить свой стиль общения, предоставьте маленькой личности больше самостоятельности, и все постепенно образуется. В таком случае кризис пойдет только на пользу растущему человеку, не оставляя в его поведении болезненных рубцов.
Психологи выделяют четыре критических точки в детском развитии: 1 год, 3 года, 6-7 и 13-16 лет. Каковы же их основные особенности?
Кризис первого года жизни. Его содержание связано с тремя моментами:
началом ходьбы, которая для ребенка становится основной формой передвижения в пространстве;
становлением речи — этот процесс происходит постепенно и длится примерно три месяца;
с первыми актами протеста и оппозиции — ребенок начинает противопоставлять себя другим, поскольку именно в этом возрасте у него происходит выделение собственного «Я» в окружающем мире.
Кризис третьего года жизни. Первое, с чем приходится сталкиваться родителям, — это негативизм, когда ребенок отказывается делать что-нибудь только потому, что это исходит от взрослых. Еще одна из основных черт этого возраста — упрямство. Малыш настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. И, наконец, ярко проявляется стремление к самостоятельности. Ребенок хочет все делать сам. До наступления кризиса он был ласковым и послушным, позволял водить себя за ручку и вдруг превратился в строптивое, деспотичное существо, которое всем недовольно, все время сопротивляется любым попыткам вмешательства в его жизнь. Это так не похоже на прежнее шелковое, милое создание, что весь этот критический возраст назвали «возрастом строптивости».
Кризис шести-семи лет. Ребенок уже не дошкольник, но еще не школьник. Вдруг исчезают наивность и непосредственность. Он начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость и паясничанье. Ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый». Его переживания приобретают смысл, происходит внутренняя борьба с противоречиями в этих переживаниях (хочу — но боюсь, хочу и то, и другое, надо — но не хочу…). Продолжается активное осмысление окружающего мира и определяется место «Я» в этом мире.
Кризис подросткового возраста. Примерно с 13 лет, а по последним данным, с 9-11 лет начинается новый сдвиг в развитии ребенка. Происходят глубокие изменения в физиологии, интеллекте и способностях, в качестве отношений со взрослыми и сверстниками. Это переход от детства к взрослости, самый трудный и сложный из всех кризисов. Главное его содержание — самопознание, самовыражение и самоутверждение. Именно в это время у подростка усиливается стремление быть взрослым, но родители продолжают все еще видеть в нем ребенка, что очень часто приводит к семейным конфликтам.Подросток утверждает себя в новой роли, агрессивно реагируя на окружающих и опеку с их стороны. Общая картина этого всплеска в развитии такова, что данный возраст по раву называют «трудным».
Итак, кризисы необходимы и неизбежны. Через них проходит каждый из нас, вот только сроки их наступления, длительность и глубина у всех разные. В том и состоит сущность процесса развития, что путь от одного возрастного этапа к другому лежит через кризис. И кризис — толчок в развитии новых качеств на каждом из этапов.
Остается ответить на вопрос: нужно ли родителям знать, в какой степени развито у их ребенка то или иное качество? Без сомнения, нужно. Это поможет определить направление и глубину развития этих качеств. Здесь-то и придет на помощь психологическая наука, совмещенная с родительской интуицией.
КАК РАБОТАТЬ С ТЕСТАМИ
Любая наука имеет свой специфический набор инструментов для изучения исследуемых ею объектов. В психологии одним из таких инструментов являются тесты. Тесты бывают разные: короткие и длинные, с рисунками и без, с задачами и вопросами, со словами и числами, включающие измерения на специальных приборах и такие, для проведения которых требуются только карандаш и бумага. В любом варианте их объединяет общее назначение — исследование состояния, уровня и других особенностей психологического развития. Например, объема памяти, типа темперамента, способности адекватно оценивать свою личность или склонности к тому или иному виду деятельности.
Научно разработанные психологические тесты содержат тщательно составленные и многократно проверенные стимулы (рисунки, вопросы, задачи и т.д.), которые предлагаются для испытания в стандартных условиях (продолжительность, время суток, уровень шума, освещенность и т.д.). Ответы, вызванные стимулами, оцениваются по заранее созданной шкале. Таким образом, психологический тест — это своеобразный научный эксперимент, результаты которого существенно зависят от УСЛОВИЙ его проведения.
Чтобы правильно организовать процедуру тестирования и избежать возможных ошибок измерения, а также проверить свое чутье экспериментатора, предлагаем воспользоваться следующими советами:
1. Предлагайте ребенку задание в форме совместной игры (до семи лет — обязательно, до девяти — желательно). Это позволит снять излишнее напряжение, вызовет доверие к вам, сделает ситуацию более естественной. Ребенок сможет увлечься процессом и будет избавлен от переживаний по поводу возможных ошибок и последующей оценки его компетентности или некомпетентности.
2. Создайте благоприятную обстановку. Проверьте, удобно ли ребенок сидит, достаточно ли тихо и светло в комнате, не отвлекает ли его что-либо от работы.
3. Убедитесь, что состояние ребенка соответствует его обычной норме (сыт, бодр, в меру спокоен и т.д.).
4. Если ребенку еще нет года, постарайтесь привлчь его внимание яркими,новыми, звучащими предметами, эмоциональной речью.
5. В процессе тестирования сохраняйте нейтралитет: не поддавайтесь на «провокации»- косвенные или прямые просьбы ребенка подсказать или сделать задание за него.
6. Хвалите ребенка за успешно сделанное задание, подбадривайте в случае сомнений.
7. Не исправляйте ошибок. Заканчивайте работу на позитивной ноте независимо от результатов. В решении самого последнего задания вы можете подсказывать ребенку, но баллы за это решение присваивать не нужно.
8. Давайте задания небольшими порциями, с перерывами. До восьми лет время такой порции не должно превышать 30 минут. Старайтесь придерживаться следующей схемы предъявления задач: легкие — трудные — легкие — отдых. В этом случае вы сведете к минимуму ошибки, которые ребенок может сделать от перенапряжения.
А теперь попробуйте ответить себе на такой вопрос: для чего вы хотите проводить тестирование?
Обычно такого рода испытания нужны для получения необходимой информации о какой-либо стороне психики ребенка. Полученные оценки (баллы) сравниваются с имеющимся эталоном. Например, шестилетний ребенок для поступления в школу должен иметь уровень развития саморегуляции (умения действовать по правилам) в 72 балла. Ваш ребенок набрал 50. Достаточно ли вам этой информации? А если достаточно, то как вы собираетесь ее использовать?
На аналогичные вопросы в жизни приходится отвечать часто. Что вы обычно делаете, когда, измерив температуру ребенка, обнаруживаете, что ртутный столбик поднялся до 37,2 градуса? Сравниваете с эталоном 36,5? Или с предыдущим замером, который показал температуру 39,0? Как вы можете поступить? Вариантов может быть множество: вызвать врача, дать ребенку какое-то лекарство или облегченно вздохнуть от мысли, что ему не так уж и плохо? Подумать о том, какие меры принять, чтобы ребенок не болел так часто? А может быть, прийти к выводу, что у него режутся зубки и через несколько дней температура вернется в норму сама собой?
Получается, что подобное толкование получаемой информации, практические выводы и рекомендации гораздо важнее баллов-цифр и кратких диагнозов. Эта задача порою по плечу лишь специалисту-психологу, однако первичный анализ и некоторые выводы вы можете почти всегда сделать сами. И в этом вам поможет наша книга. Разумеется, если вы будете учитывать ограничения, которые существуют при использовании тестов в качестве диагностического инструмента.
Что же это за ограничения?
1. Психологические тесты не предполагают оценки на уровне «хорошо» или «плохо». Самое большее, что может дать тест, — это возможность сравнения человека с другими по данному признаку, теоретически — со всеми детьми того же пола и возраста.
2. В основе построения тестов лежит вероятность, поэтому стопроцентные выводы из их результатов делать нельзя.
3. Человек — существо целостное. Нельзя вырывать отдельные его свойства из контекста и по результатам одной проведенной методики судить о всей личности.
4. Любой результат — это информация, которую можно использовать с различными целями. Не вешайте ярлыки (типа: «у ребенка плохая память»), а старайтесь внести свой вклад в изменение того или иного качества, если уровень его проявления мешает ребенку развиваться.
5. Остерегайтесь сложных опросников и простых на вид методик: их анализ под силу только специалисту. Попытки сделать самостоятельные выводы могут нанести непоправимый вред личности.