…
Малыш сообщает о своих потребностях плачем. Пока потребности не будут удовлетворены, он будет плакать просто душераздирающе, словно от этого зависит его жизнь — а ведь так и есть.
Одни младенцы плачут сравнительно редко, другие — часто. Этим они выражают физическую или эмоциональную потребность, либо и то, и другое. Причина далека не всегда ясна и даже необязательно находится во власти родителей, а чтобы выучить значение различных видов младенческого плача, требуется время. Утешайте и ободряйте свое сокровище, пытаясь догадаться, что ему нужно, довольствуясь мыслью, что большинство матерей руководствуются исключительно интуицией, методом проб и ошибок и постоянным изучением поведения своего ребенка.
Причины плача
Младенцы могут плакать по следующим причинам:
— голод
— жажда
— дискомфорт или боль (слишком жарко, слишком холодно, мокрый подгузник, раздражение от пеленок и т.д.)
— усталость
— ветер
— колики (см. «Чрезмерный плач»)
— скука/досада
— страх
— проблемы при рождении (патологическое состояние плода, медицинские препараты и анестезии и т.д.)
— аллергия
— внезапное возбуждение
— перевозбуждение.
Важно: плач может быть признаком болезни. Доверяйте своим инстинктам — если малыш плачет иначе, чем обычно, или вас беспокоит его здоровье, обратитесь к врачу.
Успокоение ребенка
1. Беспокойство ребенка может быть связано с проблемами сна/кормления (см. «Здоровый сон» и «Кормление»).
2. Большинство младенцев плачут меньше, если есть телесный контакт с матерью, поэтому иногда достаточно просто взять малыша на руки. Также полезно покачивать, нежно и ритмично похлопывать малыша и напевать ему (см. «Укладываемся спать»). Детский массаж может быть особенно полезен для успокоения нервных деток, которые легко пугаются или расстраиваются.
3. Если малыш расстраивается тем больше, чем больше мы пытаетесь его успокоить, возможно, ему требуется поменьше возбуждения. Некоторым очень чувствительным младенцам нужно как можно больше покоя и тишины.
4. Будьте прагматичной. Если вы случайно обнаружите какой-то способ справиться с особенно затяжным приступом плача, используйте его. Покормите малыша, поносите его на руках, лягте вместе с ним, испробуйте соску (пусть вы и поклялись никогда не прибегать к ней) — сделайте что угодно, лишь бы успокоить ребенка. Помните: вы всегда сможете вернуть обычный порядок вещей, когда вам обоим станет легче и спокойнее.
5. Никогда не бросайте младенца в нужде (см. «Приучение ко сну»). Младенец, чья мать не сразу реагирует на его плач, плачет чаще, чем тот, чья мать реагирует своевременно. Впрочем, некоторые младенцы все же плачут немного перед сном, скорее из чувства протеста, чем от расстройства. Если такое происходит, не следует брать малыша на руки, как только он заплачет, иначе это не утешит, а еще больше возбудит его. Кроме того, ему будет сложнее научиться засыпать без посторонней помощи, в одиночку (см. «Усыпляющие сигналы».) Прислушивайтесь к своим инстинктам и реагируйте так, как считаете правильным, адекватно насущным потребностям вашего ребенка.
6. Если ничего не выйдет, положите малыша в коляску или в «кенгуру» и отправляйтесь на прогулку. Ритмические движения помогут ему успокоиться, а смена обстановки будет полезна вам обоим.
…
Примерно каждый десятый младенец плачет чрезмерно, причем исследования показывают, что это не вызвано неопытностью родителей. Иными словами, несмотря на то, что родители все делают правильно, некоторые младенцы все равно много плачут. Если ваш малыш — один из таких крикунов, лучше всего смириться с положением и сосредоточить внимание на том, как с этим справиться (см. «Ваши потребности» и «Как быть в тяжелую минуту»).
…
Мысль, будто родители всегда могут и должны знать, что делать, абсурдна. У нас уже было двое детей, но третий новорожденный оказался совершенно другим. Она беспрестанно орала первые двенадцать месяцев. (Профессор Хилтон Дэвис, клинический детский психолог).
…
Быстрое обучение
Круг интересов ребенка растет с каждым днем. Он уже не смотрит, как зачарованный, только на самых важных людей в своей жизни (см. «Общение с младенцем»), но обращает внимание на других, на разные места и предметы вокруг себя. К своему первому дню рождения он уже накопил потрясающую массу сведений о себе и окружающем мире, и большая часть этих сведений получена от вас.
«К одному году малыши демонстрируют культурное сознание, присущее исключительно человеку, — говорит профессор Колвин Тревартен. — Помимо межличностного общения они проявляют интерес к предметам и их функциям — у них появляется множество любимых предметов, им интересно участвовать в делах окружающих. Так что они не просто сознают, скажем, важность пылесоса или карандашей, им еще хочется похвастать, как они умеют ими пользоваться. Такой общий интерес называется совместным вниманием и является необходимым условием для изучения языка и многого другого.
К этому возрасту дети овладевают началами норм поведения — они умеют хвастать, хлопать в ладоши, махать рукой и так далее. Они обучаются этикету, принятым правилам общения. Кроме того, они распознают различные заведения и знают разницу между, например, магазином и площадкой для игр — и тем, что там происходит. Они накапливают огромный багаж знаний и культурных навыков зачастую раньше, чем произносят первое слово.
Малыш будет запоминать ваши реакции на окружающих людей и предметы. Исследователь раннего возраста Джон Оутс поясняет: «Малышам постарше свойственна так называемая «социальная привязка», когда ребенок берет эмоции, которые проявляет его мать по отношению к другому человеку или предмету, за основу собственной реакции. Например, если мать положительно реагирует на одну игрушку и отрицательно — на другую, ребенок, скорее всего, выберет для игры первую».
Задумайтесь об этом в следующий раз, когда скривитесь при виде грязного подгузника, рассмеетесь в компании друзей или вздрогнете при виде собаки — ваши положительные и отрицательные реакции являются для ребенка одним из наиболее эффективных способов выработать отношение к себе и к миру.
…