Вопрос: Все маленькие дети плачут, и наш 3-летний сын не исключение. Например, он ужасно не любит, когда берут кровь из пальчика. Даня так безутешно рыдает, боясь этой процедуры, что я не знаю, как его успокоить. Когда нам необходимо было опять сдать анализ крови, я не могла уговорить Данилу. В процедурном кабинете он устроил настоящий «концерт». Я сгорала со стыда, объясняя сыну, что он будущий мужчина и плакать стыдно, а медсестра совершенно спокойно восприняла слезы ребенка, не осуждая, а, наоборот, поощряя его: «Поплачь, маленький, тебе, конечно, страшно». Зачем она это делала?
Ответ: Медсестра оказалась очень хорошим психологом, поняв причину детских слез. А она для такого малыша была довольно весомая. Посудите сами: Данила уже испытывал боль от укола и теперь прекрасно знает, что ему опять будет больно. Он боится, поэтому плачет. Успокаивать его — значит, отвергать наличие этого страха и не признавать существования болезненных ощущений. Но он-то их уже испытал! Малыш чувствует себя в полном одиночестве, более того, совершенно непонятым, а потому — каким-то другим, не отвечающим маминым представлениям о нем. Ему вдвойне страшно, а мама продолжает убеждать сына в том, что плакать нечего.
Слезы необходимы ребенку так же, как и смех, ведь это проявления печали и радости. без которых невозможно жить. Человека нельзя уберечь от негативных ощущений; не дав таковым проявиться, вы загоняете их в глубь души, а не освобождаетесь от них. Так же и ребенок. Он страдает больше, если вы запрещаете ему плакать и не понимает, что его страх нормален, а боль действительно существует, у него появится сила перестать бояться. Выплакав боль, ребенок освободится от своих негативных ощущений и вновь станет веселым. Поэтому не мешайте детям плакать, чтобы впоследствии не появились неврозы и невротические расстройства. Особенно это важно помнить в том случае, когда плакать запрещают мальчикам, которые должны быть «настоящими мужчинами».
Вернуться на страницу оглавления книги «Ваш малыш — это личность!»