Мы продолжаем тему семейного счастья. До этого мы говорили об отношениях между мужем и женой, а теперь перейдем к торжественному моменту в жизни семьи, когда муж и жена приобрели не менее важный титул — «мамы» и «папы».
Мы начинаем еще шесть занятий, где попробуем кратко изложить основные принципы детского воспитания. Наше первое занятие мы посвятим общим положениям, введениям, определениям — тем теоретическим определениям, которые лежат в основе всех практических выводов.
Итак, давайте настроимся на серьезный профессиональный разговор. Для начала зададим риторический вопрос. Предположим, что ваш ребенок должен пойти в первый класс. В вашем районе две школы. Одна находится в великолепном здании, удивительной архитектуры, внутри — мрамор и чистота, оборудованные классы, компьютеры, бассейны… Все прекрасно! Единственное — все учителя, скажем, родственники директора: без дипломов, без педагогического опыта… Вторая школа — барак: неуютно, нечисто, неприглядно… Но все учителя — от кандидата педнаук и выше… Куда вы пошлете своего ребенка? Естественно, все ответят: «В барак!» Почему? Там учителя хорошие!
Мы понимаем, что в школу ходят не для красивых стен, а для того, чтобы чего-то хорошего от учителей набраться. Мы ценим учителей, ведь они долго готовились стать педагогами. Для того, чтобы стать хорошим учителем, надо учиться пять лет, а еще хотя бы три года стажа. Дорогие родители! Вы слышите? 8 лет учебы, чтобы мы могли доверить им свое чадо на несколько часов в день?! А сколько мы учились, чтобы стать мамой и папой на всю жизнь? А?
Как правило, тут же реагируют: «Ну, мы всю жизнь учимся…» Да, вы правы. Через 20 лет накопится опыт, и можно будет поделиться своими ошибками. Но молодая пара, откуда им знать, как растить детей? Однажды я об этом спросил одного молодого папу, на что он мне приблизительно ответил так: «А че? Родился, пусть живет. Кормить будем. Да, зарабатывать теперь надо». А недавно знакомый молодой папа позвонил и говорит: «Что делать? Сын жену бьет! Я ему сказал это не делать, а он не реагирует… Делает вид, что не понимает. Даже стукнул его — не помогает!» — «А сколько лет ребенку?» — «Год и два месяца!»
Скажите, откуда знать молодым родителям, что делать с их детьми? Когда сказать? Когда пропустить? Когда запретить? Когда разрешить? Когда промолчать? А когда подсказать?.. Это не приходит само по себе, по инерции, по интуиции… Всему этому надо учиться…
Какой-то парадокс есть в мире. В школе нас готовили ко взрослой жизни. Нас обучали чему угодно — от нотного стана до тригонометрии. И конкретное практическое применение этому есть, но немного и у немногих. После этого кто — в армию, кто — в институт. Но, в конечном итоге, практически все женятся и выйдут замуж, и становятся родителями. И единственное, самое важное и нужное для нас в жизни — как быть мужем и женой, как быть родителями — этому нигде не обучают. А ведь без этого не обойтись!
Человек может получить профессию. Не понравилось — ее можно поменять. Место работы можно поменять. Но дети? Детей можно поменять? Невозможно перестать быть родителем! Вот поэтому быть родителем — колоссальная ответственность! Можно даже сказать, что степень любви родителей к ребенку проявляется в мере ответственности, с которой он относится к нему.
А молодая пара? Поженились, дети появились — и вперед, по инерции бегут по жизни, занятые своими делами, мечтаниями, обидами… Нет времени, чтобы осмыслить свою родительскую роль… И что трагично? Отвечать за это не надо! Какой-то абсурд! В любой профессиональной области не допустят человека к работе, пока не удостоверятся, что он специалист, что есть у него диплом, чтобы чего-то не испортил. Если инженер, то чтобы косинус с синусом не перепутал, иначе мост упасть может. Электрик должен знать, что с чем соединить, чтобы замыкания не сделать. Даже водопроводчик в официальном разрешении нуждается…
Единственный род деятельности, для которого не требуется ничего, никакого разрешения, ни диплома, ни опыта, ни знаний — это быть мужем и женой, быть родителями. «Что хочу, как хочу — так и леплю свою семью!» И что самое страшное, что, в отличие от других профессий, где из-за отсутствия соответствующего разрешения можно привлечь их к суду, родители из-за отсутствия соответствующей квалификации не несут никакой ответственности. Они могут делать со своими детьми что угодно, и никто им слова не скажет.
Быть мамой и папой — великая роль! И мы должны быть к ней готовы, постоянно повышать при этом свою квалификацию. Ведь как много горечи и боли, неудач и потерь можно избежать благодаря порой маленькому совету или даже небольшой осторожности и продуманности…
Итак, подведем итог сказанному. Все, что мы хотели сказать, дорогие родители: надо учиться быть родителями! Вот для этих целей наше занятие предназначено.
Вполне возможно, что у многих крутится вопрос: «Зачем учиться? Я же помню, как меня воспитывали! Так и я своих детей, в том же духе. Более того, мои родители ничему не учились, и — ничего, я-то — ничего!? Вот, видите, я-то вырос нормальным?!» … Да, в конечном итоге все действительно вырастают. Вопрос — кем? Вопрос — какими? Всегда забавно наблюдать, как эти «эталоны нормальности» всего лишь через 5 минут начинают рассказывать и жаловаться о своих вечных проблемах и неудачах. Но он — «нормальный»…
Но ответ не в этом. Не все выросли неудачниками. Действительно, в большинстве семей выросли здоровые, крепкие дети. Проблема в том, что многое изменилось в мире. И поэтому теперь приходится учиться. А ну вспомните, особенно поколение постарше, как вы росли? Как вы себя вели и относились к родителям и учителям? А?.. Присмотритесь, как растут современные дети: тут — папа в ужасе, там — мама в обмороке!
— «Леночка, выбрось мусор», — даже голову не подымет.
— «Лень, сделай уроки!» — «Не приставай!»
— «Сделайте тише музыку!» — «Говорите громче!»
Недавно одна мама поделилась в сердцах: «Ну, вы себе не представляете! Меня дочь рассердила, и я ей говорю: «С тобой лопнуть можно!» А она мне: «Так приколись же, мама!» Вы слышали такое?!»…
Не смешно… Крики, грубость, словесные выражения, восклицания, порой открытая наглость, вандализм, хулиганство… К сожалению, эта картина многим родителям до боли знакома…
Что изменилось? Почему дети перестали слушаться? В чем корень зла? Если искать ответ в одном слове — у родителей нет авторитета! Авторитетный родитель скажет — Леночка выслушает и выполнит. Неавторитетный родитель скажет — Леонид с мутными глазами не повернется: мало ли кто-то что-то говорит… Дети стали относиться к родителям как к полезным ископаемым — это тогда, когда они полезные, т.е. дают то, что карапузы просят. А если — нет, то — предки — отношение как к древним окаменелостям… Нет авторитета… Почему-то тяжело сейчас воспитывать детей…
Так как же добиться авторитета? Как воспитать сейчас ребенка?
Если понаблюдаем, то заметим, что в мире есть несколько подходов к воспитанию. Есть подход старый, есть — никакой, а есть — современный — передовой, по последнему слову науки и техники.