Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

42. Как поощрять ребенка?

on 4 февраля, 2013 by admin

Вопрос: Саша пошла в 1 класс хорошо подготовленной. Учеба дается ей легко, но не хватает внимательности и усидчивости; проще говоря — она ленится, хотя схватывает все на лету. Разумеется, в дневнике вместо «пятерок» стоят «четверки». Когда пожуришь дочку, она пишет аккуратно и получает отличные оценки, а потом опять то же самое. Свекровь предлагает поощрять Сашу деньгами: за «пятерки» опускать ей в копилку рубль-другой, стимулируя девочку учиться. Хорошо ли это?

Ответ: Плата за хорошую учебу — один из довольно распространенных методов поощрения детей в последние годы. Его сторонники убеждены, что только материальный стимул способствует стремлению прилежно учиться и хорошо себя вести. Однако таким способом вы будете воспитывать в ребенке не интерес, а желание достигнуть результата любыми средствами, тем самым как раз отодвинув на второй план, а может быть, уничтожив вообще его желание получать удовлетворение от собственных успехов.

Большинство родителей склонно ругать или хвалить своего ребенка за оценки, полученные в школе. Даже «четверки» воспринимаются как «недостойные» отметки. Поэтому родители настаивают на успехах в учебе, независимо от того, как относится к своим баллам их чадо.

В основе любой деятельности ребенка лежит желание добиться успеха, который заключается в радости и чувстве удовлетворения от собственного труда. «Мне нравится, как я красиво написал», «У меня получилась эта задача», «Сегодня я раскрашу картинки в тетради очень аккуратно. Ура! У меня вышло!» — такие чувства и мысли переживает ребенок, заинтересованный в успехе. А если ему платить деньги за «пятерки», он будет размышлять иначе: «Надо сделать это скучное задание, чтобы получить пятерку», «Опять придется раскрашивать эти надоевшие картинки, а не то, что хочется. Но мне обещали 10 рублей в копилку, поэтому придется это сделать». Поскольку позитивный настрой и естественный интерес отсутствуют, а есть лишь давление «надо», то не исключены ошибки и последующие переделки, которые все больше раздражают ребенка. В итоге он уже сам готов отказаться от поощрения, чем учиться за деньги.

В том случае, если малыш сильно заинтересован в карманных расходах, на которые можно купить заветную игрушку, он заставит себя учиться ради денег, потеряв при этом самое драгоценное — способность радоваться своим достижениям: ведь ему-то нужна не «пятерка» в дневнике, а «десятка» в копилке. Отличная оценка — это ваша прихоть, вы ее и получите.

В старших классах ставки непременно возрастут. Если вы не сможете оплачивать учебу, дочь не поймет вас и скатится на «тройки», ведь она уже привыкла работать на определенный результат.

Впрочем, может быть и по-другому: вы действительно приучите ребенка к дисциплине и ответственности, но, повторяем, лишите его творческого подхода к делу и возможности трудиться для души. А именно удовлетворенность свершениями стимулирует интеллектуальное и творческое развитие.

Поощрение в виде подарка и даже денег возможно только в том случае, кого оно носит не характер «сделал — получи», а вознаграждения за труд, приносящего чувство радости самому ребенку. Сначала разделите вместе с ним его успех, похвалите малыша за то, что он постарался, а подарок преподнесите неожиданно в конце четверти или в какое-либо иное время. Пусть это будет для него приятным сюрпризом, а не очередным поощрением за «пятерки».

Мое субъективное мнение: Всегда была противницей того, чтобы ребенка в семье поощряли деньгами. Но не могла объяснить ни другим, ни самой себе — почему? Спасибо автору за такой ответ.

Вернуться на страницу оглавления книги
«Ваш малыш — это личность!»

Комментарии к записи 42. Как поощрять ребенка? отключены