Один из самых приятных и ценных способов приучить детей к ясному мышлению — это совместное чтение. Делать это надо, начиная с младенческого возраста. Выбирайте рассказы, песни и стихи, которые соответствуют возрастному уровню ваших детей и доставляют им удовольствие. Ведь для ваших детей и для вас самих время, проведенное за чтением, должно быть полным любви и тепла. Пусть это совместное чтение укрепляет связывающие вас узы любви. Многие рассказы и сказки, такие, например, как “Пиноккио” и “Кролик Питер” содержат в себе большую этическую и духовную ценность. Их очень полезно читать. И конечно, вам нужно иметь книгу библейский рассказов, написанную на доступном для ваших детей уровне.
В своей книге “Мед для детского сердца” Глэдис Хант предлагает руководство по чтению детской классической литературы. Чтобы помочь родителям отличить хорошую книгу от незначительной, она пишет: “Хорошая книга глубоко моральна. Ее мораль не того дешевого и сентиментального сорта, которая процветает на поверхностных сюжетах с картонными героями. Ее мораль — могучая сила, пробуждающая внутреннюю жизнь читателя и порождающая в нем тягу ко всему благородному”*.
Я также рекомендую “Книги, формирующие характер” Уильяма Килпатрика и Грегори и Сузан М. Уолф, поскольку авторы приводят обширный список книг и рассказов, а также объясняют, почему чтение литературы способствует выработке у ребенка моральных ценностей**.
Хорошим дополнением к этому служит недавно вышедшая работа Уильяма Беннета “Книга о добре”, представляющая собой сборник рассказов, сказок и стихов, предназначенных для увлекательного семейного чтения. С ее помощью можно также проводить беседы о добре и зле, о нравственных ценностях***.
Читая вместе с ребенком, следите за его реакциями. Когда рассказ вызывает у ребенка отклик, спросите у него, что он думает. Это поможет вам начать обсуждение и вызвать у него интерес. Например, вы читаете историю о маленькой девочке, которая заблудилась. Ваш ребенок выражает беспокойство за нее. Это дает вам прекрасную возможность отметить, как он заботлив и добр.
Этот метод воспитания детей особенно полезен, когда мы стремимся воспитать в них умение справляться с обвинениями и критицизмом, как в отношении себя, так и в отношении других людей. Незаслуженные обвинения типичны для детей: “Это несправедливо. Это он начал!” Именно в такие моменты гнев вмешивается в процесс мышления ребенка. Для детей и незрелых взрослых характерно считать, что обвинение другого человека оправдано просто потому, что они чувствуют себя разгневанными. Когда ребенок под влиянием гнева начинает несправедливо кого-то обвинять, родителям необходимо сказать свое слово. Они должны смотреть на подобные моменты как на возможность помочь своим детям научиться мыслить рационально.
Когда ребенок успокоится и сможет понять, что ему говорят, родители могут вновь побеседовать с ним о данной ситуации, тщательно объясняя ему все стороны вопроса. Затем они учат ребенка понимать точку зрения другого человека. Хорошие условия для этого создают чтение и обсуждение рассказа или сказки. Родителям необходимо помнить: чтобы научиться хорошо справляться с чувством вины и критицизмом, требуются годы. По мере того как ребенок становится более зрелым в этой области, он во все большей мере начинает отвечать за свое поведение.
Чтение расширяет кругозор ребенка, и это очень важно. Он уже смотрит на жизнь не только “со своей колокольни”. Это дает вам редкую возможность научить ребенка эмпатии и симпатии — двум качествам, столь редким в наше время.
Эмпатия — это умение встать на сторону другого человека, взглянуть на ситуацию с его точки зрения Симпатия — это понимание чувств другого человека. Это не подразумевает согласие с ним. И вовсе не означает, что мы чувствуем то же, что и он. Но когда ребенок учится понимать ситуацию и чувства другого человека, он может стать более справедливым и сострадательным, способным поддержать и утешить.
Я горд за свою шестилетнюю внучку, Ками. В ее классе одной девочке не повезло. Большая часть детей не любила ее и отвергала. Ками поняла, что она страдает от этого, и приложила особые усилия, чтобы подружиться с ней.
В сфере чувств именно вы являетесь учителем для вашего ребенка. В процессе совместного чтения вы встретитесь с рассказами о любви, гневе, доброте, печали, вине, жалости и о многом, многом другом. Беседуя с ребенком, вы естественным образом можете связать это с его жизнью, поощряя его к выражению чувств и к разговору о прочитанном.
Не пренебрегайте важным (и кстати, очень приятным) занятием — сочинением своих собственных историй для детей. Я заметил, что бывали моменты, когда детям больше нравились мои истории. И наоборот, порой они предпочитали рассказы из книг. Будьте чутки к их возрастным потребностям и вкусам.
_______________________
* Глэдис Хант, “Мед для детского сердца” (Гранд Рэпидз. Зондерван Паблишинг Хауз, 1989) — Gladys Hunt, Honey for a Child»s Heart (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1989).
**Уильям Килпатрик и Грегори и Сузан М. Уолф, “Книги, формирующие характер: Как прививать ре-бенку моральные ценности с помощью книг” (Нью-Йорк: Саймон энд Шустер, Инк., 1994) — William Kilpatrick and Gregory and Suzanne М. Wolfe, Books That Build Character: A Guide to Teaching Your Child Moral Values through Stories (New York: Simon and Shuster, Inc., 1994).
***Уильям Беннет, “Книга о добре: сокровищница замечательных рассказов о нравственных ценностях” (Нью-Йорк: Саймон энд Шустер, Инк., 1993) — William Bennett, The Book of Virtues: A Treasury of Great Moral Stories (New York. Simon and Schuster, Inc., 1993).