Научить ребенка выражать свой гнев разумными способами — самая трудная задача, стоящая перед родителями. Порой бывает нелегко распознать способы выражения детского гнева, поэтому я привожу случаи с шестью детьми в возрасте от четырех до шестнадцати лет. Давайте посмотрим, в чем проявляется их гнев.
Джени четыре года. В восемнадцать месяцев ее научили пользоваться горшком. Однако в последние шесть месяцев она вновь стала пачкать штанишки. Ее родители консультировались с доктором. Они испробовали всевозможные средства, чтобы положить этому конец. У Джени нет никакого физического заболевания, тем не менее, такое поведение продолжается.
Восьмилетний Джон постоянно дразнит младшего брата и сестру, часто обижает их. Родители не знают, как это прекратить, и беспокоятся о Джоне.
Девятилетний Джой не доставлял родителям особых хлопот. Но в середине школьного года они получили записку от учителя, где сообщалось, что Джой не сдает домашних заданий. Его оценки ухудшились, и это обеспокоило как родителей, так и учителя.
Тринадцатилетняя Дебби всегда была веселой, живой и общительной. Сейчас она отдалилась от родителей, с ней стало очень трудно разговаривать. Девушка стала замкнутой и угрюмой, много времени проводит в своей комнате в одиночестве. Родители не знают, является ли причиной такого поведения подростковый возраст или им надо бить тревогу.
Пятнадцатилетняя Джессика всегда радовала родителей и учителей, а друзья любили ее. Вы можете себе представить, насколько были шокированы родители, когда обнаружили в ее комнате принадлежности для употребления марихуаны. Когда они отвели ее к доктору, то оказалось, что она беременна.
Шестнадцатилетний Кен хорошо успевал в школе. Однако в прошлом году его оценки ухудшились. Если так будет продолжаться, то он провалит семестр. Кен — умный мальчик. Он способен прекрасно учиться. Он по-прежнему хочет поступить в университет с высоким проходным баллом.
Что происходит в жизни всех этих детей? Во время консультационных собеседований с детьми и их родителями я обнаружил, что своими действиями они осознанно или неосознанно выражали гнев. Ни у кого из детей не воспитывали умения выражать свой гнев приемлемыми способами. Их родители не понимали, насколько это важно.
Говоря это, я не обвиняю взрослых, ведь большинство из них считает, что выражать гнев — это всегда плохо и его надо “выжигать каленым железом”. В результате, когда ребенок гневается, то родительская реакция на его поведение приводит ребенка в смятение.
В том, что гнев вызывает недоумение родителей, нет ничего удивительного, поскольку эта проблема ставит в тупик и детских психологов. Гнев понять очень трудно. После двадцати пяти лет его изучения я по-прежнему не уверен, что понимаю все его аспекты.
Но я понимаю, что очень важно научить ребенка правильно выражать гнев. Одно предостережение: никогда не воспитывайте своего ребенка с помощью пособия, типа: “Как сделать то-то и то-то”.