Традиционная медицина Древнего Китая сформулировала представления о человеке и его организме как совокупности функциональных систем. Европейская медицинская наука лишь последние десятилетия начинает воспринимать человека как многосистемную общность. На Востоке системный подход еще тысячелетия назад был определяющим.
Традиционная китайская медицина выделяет в организме человека пять функциональных систем. Каждая система состоит из нескольких системных единиц. Каждая наделена определенным функциями, занимает ступень в иерархии, но имеет некоторую автономность. Главными программными единицами являются плотные органы: сердце, печень, почки, легкие и селезенка. Именно эти органы формулируют мотивацию мыслительного процесса, миропонимание, точку, систему отсчета, способ мышления.
В некотором подчинении к плотным органам, функционируют системы-органы, называемые полыми, это толстая кишка, тонкая кишка, мочевой пузырь, желудок и желчный пузырь. У каждого человека с момента рождения устанавливается функциональная структура, составляющая пару из плотного и полого органа. Например: сердце — желчный пузырь, или мочевой пузырь — печень. Эта пара и определяет способ мышления, мотивацию, установку для функционирования всего организма.
Здесь должно сделать маленькое пояснение, необходимое в повествовании и далекое от медицины. Вообще от науки далекое, как и отчасти наша беседа. Дело в том, что в европейской, христианской традиции дух и тело — вещи различные, а в традиции восточной это одно и то же. Мы не будем углубляться в теологические или философические построения, но принять к сведению, что все психоэмоциональные свойства и функции, душевно-духовные качества, с точки зрения медицины систем, неразрывно связаны с телом, с органами, как и процесс пищеварения или дыхания. Разумеется, органы следует понимать не анатомически, а как функциональные системы, программы, выполняющие и физиологические, и «душевные» функции.
Характерологическая пара «плотный-полый орган«, возникающая от рождения, важнейшая структура-система и очень стойкая. Эта пара формирует человеку способ мышления, а значит характер, а значит судьбу, профессию, стиль жизни и так далее. А значит и болезни, которые рано или поздно посетят и тело, и душу. На функционирование характерологической пары оказывает влияние и воспитательные мероприятия в семье и школе, культурная среда, образование, способ мышления родителей и вообще близких людей, впечатления внутриутробной жизни, рождения и раннего детства, а также системы инстинктов, о которым мы говорили выше. Таким образом, человек, взрослый субъект — многогранная, многосложная система, стержнем, каркасом которой является функциональная, характерологическая пара, формирующая способ мышления.
В каждой функциональной характерологической паре один орган должен быть ведущим, или «сильным», другой — ведомым или «слабым». Если ведущим является плотный орган, мышление человека строится из мотивов «внутреннего порядка, если ведущим является полый орган, мыслительная деятельность более побуждается мотивами из внешней среды. В европейской традиции субъекты с внутренней мотивацией обозначаются как интроверты, с мотивацией внешней, с «сильными» полыми органами называются экстравертами.
Человек, мышление которого организуется при определяющем участии органа печень, формулирует все и вся с точки зрения собственного «Я».