Ноябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Введение

on 14 октября, 2012 by admin

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев.
В. А. Сухомлинский

Установлено, что в ходе эволюции развитие функций руки и речи у людей шло параллельно, в непосредственном взаимодействии. Благодаря выполнению тонкой, но сложной работы руками происходило увеличение импульсов, которые поступали в мозг человека. В итоге кисть стала не только исполнительницей воли, но и воспитательницей человеческого мозга.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во ІІ веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев типа «Сороки-белобоки» помогают достичь гармонии в тандеме тело-разум, поддерживают системы мозга в превосходном состоянии. Так, в Китае для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук с давних пор применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами. На Руси существовали свои пальчиковые забавы, которым обучали всех малышей.

Доказано, что если у ребенка движения пальцев хорошо отлажены и соответствуют возрасту, то и речевое развитие у него нормальное. И, наоборот, если ребенок отстает в развитии движений пальцев, то задерживается и в речевом развитии. Родители не всегда замечают это, поскольку общая моторика у ребенка может быть нормальной и даже выше нормы. Другими словами, правильное и своевременное формирование речи ребенка происходит тогда, когда движения пальцев рук достаточно хорошо развиты.

Учеными в ходе многочисленных исследований доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Эта взаимосвязь между движениями рук и развитием зрения сохраняется на протяжении всего детства.

Сейчас у многих детей есть проблемы с речью: они нечетко произносят слова, переставляют в них слоги и буквы. Выход один — развивать пальчики ребенка. Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи малыши легко запоминают.

Книгу, которую вы сейчас держите в руках, можно смело назвать первой энциклопедией пальчиковых забав для детей раннего возраста.

Для чего нужно развивать пальчики?Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук — это один из ведущих показателей интеллектуального развития, готовности ребенка к последующему обучению.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты внимание и память, связная речь, подготовленность к письму.

Очень важно успеть развить в раннем возрасте механизмы, необходимые для овладения речью, письмом, рисованием. Нужно создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта и развития навыков умелости рук.

Нарушение речевого и двигательного развития — наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление вторичных отклонений.

Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не даны ему изначально. Путь развития этих функций у каждого индивидуален и неравномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.

Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.

Такое развитие для большей эффективности должно сопровождаться интересом ребенка, положительными эмоциями и творчеством. Вы не только поможете ребенку справиться с проблемами в общении, не только подкорректируете его речь, но и заложите основу его успешной успеваемости в школе, ведь для того чтобы хорошо учиться, нужно уметь мыслить.

Что развивает мелкую моторику? Мелкую моторику развивают:

— различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
— игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под контролем взрослых);
— игры, в которых требуется сто-то брать или вытаскивать, сжимать, разжимать, выливать-наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстие и т.д.;
— рисование карандашами, фломастерами, кистью и т.д.;
— застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.д.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения, особенно разнообразны висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют мышцы ладоней и пальцев малыша. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у малыша две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой рукой. Работая правой рукой, мы развиваем левое полушарие мозга. И наоборот, работа левой руки стимулирует развитие правого полушария.

В дошкольные годы жизни ребенка разнообразные пальчиковые игры являются тем видом творческой деятельности, который формирует личность ребенка. Пальчиковым играм принадлежит особая роль в умственном развитии ребенка. Значимость и привлекательность приобретают в первую очередь те движения пальцами, которые еще не стали поседневными.

То, что ребенку впервые удалось сделать при помощи собственных пальчиков, является для него большим достижением.Вследствие этого пальчиковые действия переходят в игровой план: ребенок начинает раз за разом повторять и совершенствовать движения рук.

Существенная лов в развитии игр принадлежит подражательной способности ребенка повторять движения за взрослыми.

Речь у детей, которые играют пальцами рук, развивается быстрее и лучше, чем у детей, чьи руки мало знакомы с пальчиковыми играми. Тренируя мелкие движения кисти, мы способствуем положительной динамике развития речи, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук. Подобная тренировка в игровой форме позволяет на 2-2,5 месяца ускорить созревание речевых областей коры мозга, а это для малыша не маленький срок.

При систематических занятиях происходит улучшение не только качества речи, но и мышления ребенка. Если занятия по тренировке движений пальцев проводить систематически, это будет служить мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Когда необходимо начинать?
Среди специалистов нет единого мнения. Признавая необходимость пальчиковых игр, они расходятся в том, когда надо начинать ими заниматься. Некоторые считают, что по достижении полутора лет, другие — в три года. Я придерживаюсь мнения, что первые упражнения можно начинать делать с двух месяцев. Просто необходимо выбрать из всего многообразия пальчиковых игр соответствующие возрасту.

Для младенцев пальчиковая игра предполагает прежде всего массаж, разминание подушечек пальчиков. По мере взросления игры постепенно усложняются.

Игры должны сопровождаться стишками, песенками, загадками, шутками. Для развития мелкой моторики крохи необходим специфический материал, дидактический. Это различные предметы, которые помогут развить ручки и пальчики малышей.

Внимание! Вопрос о проведении пальчиковых игр должен быть решен после консультации педиатра и детского невропатолога. Ведь только профессионалы могут грамотно определить тонус мелких мышц кисти ребенка, а значит, правильно выбрать методику проведения пальчиковых игр. Пусть эти упражнения принесут пользу и радость вашему малышу.

Правила организации игр

Комментарии к записи Введение отключены